Home
entries friends calendar user info Previous Previous Next Next
Дневник А.Мещекского - Понять умом

Реклама

meshekskyi
[info]meshekskyi
в избранное
рассказать другу
Понять умом
 «…есть речи, значенье темно иль ничтожно – но им без волненья внимать невозможно» - именно это я вспоминаю, когда слышу затертые до прозрачности строки Тютчева:
…Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить!
Вспоминаю после того, как прочел в мартовской книжке «Вопросов языкознания» недавно обнаруженные дневники И.Анненского. В Сети мне их отыскать не удалось, поэтому набираю с листа – прошу прощения за купюры, это от лени. Итак:
«…весной семьдесят третьего, будучи в Царском селе, я набрался нахальства и явился в дом Тютчева безо всякого предупреждения. Против ожиданий, меня приняли…<…> Федор Иванович выглядел изможденным, но довольно оживленным – болезнь в очередной раз отступила, и он испытывал некоторый подъем духа. За беседою мы провели более двух часов <…> и я, уже не помню, к чему, продекламировал: «Умом Россию не понять и т.д.»
-         Боже мой! – едва не закричал Ф.И., и голос его сделался звонким и каким-то дребезжащим. – Мне кажется, что после моей смерти других моих стихов и не вспомнят, а только эти! Какой уж глубокий смысл только в них не находили! Будь я помоложе, я бы, честное слово, загордился.
Он доверительно наклонился ко мне, и глаза его за толстыми стеклами очков весело блеснули.
-         Знаете ли вы, - понизив голос, сказал он мне, - какова была третья строка попервоначалу? А? Нипочем не угадаете!
Он выдержал паузу, пока я растерянно что-то мямлил, и торжественно провозгласил: - Она у нас такая бл…! – и рассмеялся, тут же, впрочем, сухо закашлявшись.
Я онемел.
-         Да, да! – отдышавшись, подтвердил Ф.И. – Я, дорогой Иннокентий Федорович, тоже пробовал себя в жанре сатиры. Не все же всяким Курочкиным. Обозлился, помнится, на какую-то совершенную ничтожность, и начал язвить вот таким образом.
-         Да при чем же здесь аршин? – довольно глупо спросил я.
-         Так ведь в аршине вся соль и должна была заключаться! Как вы думаете, отчего нельзя измерить именно общим аршином? – и, не дав мне сказать какую-нибудь благоумность, торжественно заключил: - А оттого, что общий аршин непременно сопрут! Сопрут-с! Как же его не украсть, ежели он – общий? В первые пять минут и сопрут! – и засмеялся, уже тихонько и устало.
Я и не знал, что сказать. Возникло молчание, которое нарушил опять Ф.И.
- Рифмы не нашел. И так, и сяк крутил – никак не выходило. А наутро перечел, в совсем уже другом настроении, - он мягко, почти незаметно улыбнулся каким-то своим воспоминаниям, и лицо его осветилось, - и как будто замок какой щелкнул. Поверите ли, буквально в две минуты все написал! Ну да вы ведь поэт, вы знаете, как это бывает…
<…>
…и, уже возле двери, зябко поводя плечами, вдруг сказал: - Да и за своим аршином-то тоже глаз да глаз нужен, а то неровен час, - и снова тихонечко и грустно засмеялся с кашлем, как полешки в печке затрещали.

Tags: ,

Comments
hdbog From: [info]hdbog Date: Октябрь, 26, 2007 22:17 (UTC) (ссылка)
отлично.
From: [info]peantr Date: Октябрь, 27, 2007 11:18 (UTC) (ссылка)
Отлично!
"Вопросы языкознания" - какой год? Раз "из старья".
Знаю, вы не любите рекламу, поэтому прошу разрешения перепостить без ссылки на вас. (Не в Курилку-))
meshekskyi From: [info]meshekskyi Date: Октябрь, 27, 2007 14:19 (UTC) (ссылка)
Вах. Да какие проблемы - постите, куда хотите. Хоть со ссылкой, хоть без. Если текст выложен в Сеть - он, по моему разумению, есть вещь общедоступная.

Но в Курилке его и в самом деле знают.

Год, кажется, гле-то 2003.
r_l From: [info]r_l Date: Ноябрь, 30, 2007 12:55 (UTC) (ссылка)
Это было опубликовано не в "Вопросах языкознания", а в "Астрономическом вестнике" (1999, №12, с. 11 - 132).
Редакцию журнала потом всю уволили, главный редактор академик Селедкин пропал при загадочных обстоятельствах в экспедиции к Пулковскому меридиану, а номер изъяли из библиотек и уничтожили.
Мне удалось достать копию у надежных людей в переходе на Лубянской площади.
meshekskyi From: [info]meshekskyi Date: Ноябрь, 30, 2007 15:45 (UTC) (ссылка)
"Астрономический вестник" вообще склонен публиковать всякие непроверенные данные. Они там, кажется, до сих пор верят, что Вселенная случилась в результате Большого взрыва.
r_l From: [info]r_l Date: Ноябрь, 30, 2007 20:23 (UTC) (ссылка)
Ну не знаю. То, что большинство "традиционных ученых" не согласны с их публикациями, не означает, по-моему, что им нельзя верить.
Взять хоть нашумевшую статью М. Поповицына о том, что у Ивана Грозного было на три хромосомы больше, чем у обычных людей, и что он поэтому был, скорее всего, пришелец. Все ее разоблачали, а потом сам Грызлов подтвердил, что это правда.
Или тема "нанофилологии". Именно "Астрономический вестник" ввел сам термин в обиход, а теперь вопросы по этой тематике включают в ЕГЭ!
В общем, не все так просто.
meshekskyi From: [info]meshekskyi Date: Ноябрь, 30, 2007 21:30 (UTC) (ссылка)
Ну, в чем-то вы правы. Я еще помню, сколько визгу было, когда молодой Елдович опубликовал там свои первые две работы по палеокибернетике. Только что пальцами на улице на него не показывали.

И что? А теперь он в Японии, в Мацусите, весьма успешно разрабатывает эту тему и имеет уже несколько патентов.
r_l From: [info]r_l Date: Ноябрь, 30, 2007 21:36 (UTC) (ссылка)
Да.
Что ни говори, я считаю это издание лучшим отечественным журналом широкого профиля. Именно оно впервые опубликовало исследование Мудового "О форме пятен на черепе М.С. Горбачева", там появились "Сонеты на Берлинской стене" Гукасова, в нем Полумаловеров высказывал свои революционные идеи относительно генома моркови!
Неслучайно, что и мемуары царскосельского педагога напечатаны там.
Жаль Селедкина - он был настоящий ученый и мужественный редактор. Посмертная премия Бетельгейзе - и полное забвение на Родине...
Как грустна моя Россия!
meshekskyi From: [info]meshekskyi Date: Ноябрь, 30, 2007 21:41 (UTC) (ссылка)
Да, но ведь тело Селедкина так и не нашли? И предположений на этот счет множество - вплоть до того, что многие отказываются верить в его гибель. Например, он до сих пор числится в списках действующих участников международного Броуновского движения.
r_l From: [info]r_l Date: Ноябрь, 30, 2007 21:46 (UTC) (ссылка)
Ну, там и Браун до сих пор президентом записан. Хотя давно не движется, по свидетельству очевидцев.
Не говоря о президиуме: Маркс, Дарвин, Чан Кай Ши, Жорес Алферов.
В общем, это не показатель.
Важнее другое: Селедкин до сих пор платит членские взносы в международное общество фелинофилов. Это действительно заставляет задуматься.
meshekskyi From: [info]meshekskyi Date: Ноябрь, 30, 2007 21:59 (UTC) (ссылка)
"...Это действительно заставляет задуматься..." - ну, я-то лично с этой бедой некоторое время назад вполне успешно справился. Три месяца на китайгородских курсах практического фэн-шуя - и теперь меня уже ничто не заставит ни закурить снова, ни задуматься.
r_l From: [info]r_l Date: Декабрь, 1, 2007 02:10 (UTC) (ссылка)
Аршин! Аршин берегите!
atjapa From: [info]atjapa Date: Октябрь, 27, 2007 11:55 (UTC) (ссылка)
Да в Курилке это уже было от самого автора (и зачем-то добавил в скобках "Не Тютчева")
bukvoyeditsa From: [info]bukvoyeditsa Date: Октябрь, 27, 2007 15:37 (UTC) (ссылка)
Класс!
Видимо, Тютчев отказался от того варианта третьей строки потому, что не получалась четвёртая?
Тютчев слыл одним из остроумнейших людей в России. Но остроумие у него какое-то желчное.

Записки Анненского очень бы хотелось почитать.
ptitza From: [info]ptitza Date: Ноябрь, 30, 2007 08:16 (UTC) (ссылка)
Мне кажется, оно у него западное. Сильный западный налёт в русской обстановке даёт ощущение жёсткости, желчи. Ср. Набоков - точно то же.
la_commedia From: [info]la_commedia Date: Июнь, 3, 2008 20:01 (UTC) (ссылка)
прекрасная история
очень многозначная...
умного что-то не могу сказать ничего, особенно на фоне дискуссий тут развернувшихся :))
meshekskyi From: [info]meshekskyi Date: Июнь, 3, 2008 20:20 (UTC) (ссылка)
Ну вот видите - вы говорите, прекрасная история. А между тем - от первого до последнего слова высосана из пальца. И этим же пальцем, еще мокрым, набрана на клавиатуре. Так случилось, что она вид имеет вполне правдоподобный: не без гордости скажу, что и не всем специалистам бросилось в глаза ее э-э-э... искусственное присхождение. К их чести - узнав правду, они сильно веселились.

Полагаю, что при желании и про сибирские пельмени можно состряпать достаточно убедительное исследование, было бы желание.
la_commedia From: [info]la_commedia Date: Июнь, 3, 2008 20:25 (UTC) (ссылка)
вот видите, как неверно может быть истолкована простая попытка проявить вежливость к незнакомому человеку, когда речь идет о весьма далеких от моих интересов вещах.
meshekskyi From: [info]meshekskyi Date: Июнь, 3, 2008 20:33 (UTC) (ссылка)
Ну вы меня совсем огорчили. Я-то думал - и вправду понравилось.

Я, собственно, не намеревался ввести вас в заблуждение - я позабавить вас хотел. И привести пример, что не всякая выдумка - обязательно достойна осуждения.
la_commedia From: [info]la_commedia Date: Июнь, 3, 2008 20:47 (UTC) (ссылка)
хм, а какой повод огорчаться? даже если бы и не понравилось. может я вообще какой-нибудь придурок. я, например, некоторым людям предпочитаю не нравится.
что касается истории, то мне сложно ее оценивать ибо я не в теме.
если бы она была правдой - было бы интересно, если выдумка, то зачем она мне?
не могу сказать, что она достойна осуждения, но для меня и смысла в ней нет, может, кому-то и интересно.
данный случай как раз опять же подтверждает то, о чем я и говорила в дневнике Алексея. Увы, по вашей шкале, я ограниченный дебил, без чувства юмора. Так бывает :))
2211103 From: [info]2211103 Date: Май, 21, 2009 19:13 (UTC) (ссылка)

если выдумка, то зачем она мне?

meshekskyi From: [info]meshekskyi Date: Май, 21, 2009 19:27 (UTC) (ссылка)

Re: если выдумка, то зачем она мне?

А вдруг не выдумка?
2211103 From: [info]2211103 Date: Май, 21, 2009 19:46 (UTC) (ссылка)

Re: если выдумка, то зачем она мне?

Где выдумка? Не вздумайте и подумать на барона, нашего Карла Иеронима Фридриха фон Мюнхгаузена!
v_i_n From: [info]v_i_n Date: Декабрь, 10, 2008 18:56 (UTC) (ссылка)
Спасибо.
Анненскому было 18, когда Тютчева не стало...
meshekskyi From: [info]meshekskyi Date: Декабрь, 10, 2008 20:27 (UTC) (ссылка)
Браво. А что на это скажете - http://meshekskyi.livejournal.com/8618.html ?
v_i_n From: [info]v_i_n Date: Декабрь, 10, 2008 20:43 (UTC) (ссылка)
Скажу, что мой кролик отбарабанил случайно зашедшую чужую кошку.
Я к вам отвюда: http://labazov.livejournal.com/1040256.html?thread=7783296#t7783296
meshekskyi From: [info]meshekskyi Date: Декабрь, 12, 2008 21:59 (UTC) (ссылка)
Ну вот... а я думал, заметите анахронизм.
v_i_n From: [info]v_i_n Date: Декабрь, 12, 2008 22:10 (UTC) (ссылка)
Неудачно я пошутила...
meshekskyi From: [info]meshekskyi Date: Декабрь, 12, 2008 23:23 (UTC) (ссылка)
Ой, да ладно. Просто на годы никто внимания не обращает...
v_i_n From: [info]v_i_n Date: Декабрь, 13, 2008 15:54 (UTC) (ссылка)
Вы очень добры.
meshekskyi From: [info]meshekskyi Date: Декабрь, 14, 2008 22:29 (UTC) (ссылка)
Я в добре страшен.
newash From: [info]newash Date: Май, 22, 2009 13:12 (UTC) (ссылка)
Вы грандиозны. Давно я не читал такого блистательного гонева)
meshekskyi From: [info]meshekskyi Date: Май, 22, 2009 18:34 (UTC) (ссылка)
(важно) Это никакое не гонево. Это вольная реконструкция прошлого, едрёмть.
33 комментария or Оставить комментарий
profile
А.Мещекский
Name: А.Мещекский
calendar
Back Июль 2009
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
page summary
tags

Реклама

Настроить